Полувековая годовщина гибели Джо Ортона прошла мимо меня, как Джо Ортон мимо моего поколения. Я обожал его драматургию, не увидев ни одной постановки, а байопик почему-то не смог досмотреть до конца в начале девяностых.
Впервые я прочел о нём всё в том же сборнике статей Юрия Жукова, и мне страшно понравился его пересказ пьесы Entertaining Mr Sloane, в особенности такие образы как "престарелый отец семейства, питающий полнейшее отвращение к своим детям" - эту фразу я очень любил с апломбом произносить вслух в присутствии взрослых.
Мне было тринадцать лет, и я понятия не имел, откуда взялась эта книга в доме формального родственника, которому предстояло провести последние годы жизни под кличкой Фэт Бой Слим...
"Сестра и братец наперебой оспаривают друг у друга привязанность бандита, который постепенно наглеет и начинает вести себя как хозяин в их доме. Но тут выясняется одно непредвиденное обстоятельство: отец семейства узнает, что их нахальный жилец — убийца, и тот, боясь разоблачения, его приканчивает.
Как же на это реагируют сестра и братец? Они счастливы: во–первых, избавились от надоедливого ворчуна-папаши, а во–вторых, обрели верное средство шантажа против обнаглевшего любовника. Угрожая ему разоблачением, они заключают тройственное соглашение: ставший их пленником жилец будет жить по очереди с обоими — месяц с сестрицей, месяц с братцем, месяц с сестрицей, месяц с братцем…
Вот и вся мораль! Пьеса шла весь сезон с большим успехом. А наряду с ней — многие другие в том же малопристойном жанре.".
*